История создания и развития американского спортивного бренда Nike

Основателями компании Nike являются не акулы бизнеса и совсем не маркетинговые гении, а обычный американский бегун Фил Найт с его тренером Биллом Боуэрманом. Это и не удивительно, ведь спортсмены как никто лучше знают, что именно им нужно для того, чтобы добиваться хороший результатов и ставить рекорды в спорте. Как же все начиналось?

Основание компании Nike

Как правило, каждая появляющаяся новая компания, должна занять определенную свою нишу, либо занять чью-то, предлагая более дешевую или качественную услугу либо товар. Компания Найк пошла по двум путям сразу.

В 1964 году, будучи на то время еще студентом, Фил Найт вместе со своим тренером Биллом Боуэрманом создали компанию Nike, известную на сегодняшний день во всем мире. С выбором спортивной обуви в те годы были большие проблемы.

Обычные американские кроссовки тогда можно было купить всего за 5 долларов, но они были очень плохого качества, от чего сильно болели ноги, особенно после интенсивной пробежки.

Был и другой вариант – адидас. Хорошего качества, но их стоимость составляла около 30 долларов, что далеко не каждому было по-карману.

Если брать во внимание Основатели компании Nikeпрофессиональных спортсменов, то они вполне могли позволить преобрести себе кроссовки адидас, но для простых любителей спортивной обуви, положение было не простое.

Фил Найт, видя такую ситуацию, решил ее исправить и придумал замечательную схему – продавать на американском рынке кроссовки, привезённые из азиатских стран.

В 60-х годах, в Стенфорде, получая экономическое образование, Найт посещал лекции, на которых одним из заданий было построить свою стратегию по развитию бизнеса небольшой фирмы, включая и маркетинговую программу.

Именно на таких уроках ему пришла в голову концепция своей будущей компании. Первым названием официально не существующей фирмы было Blue Ribbon Sports.

Фото- и видеофрагменты из истории Nike (англ. яз. - 2 мин. 12 сек.)

 

Рождение имени и логотипа Nike

Кроссовки Nike1963 год – Фил Найт едет в Японию, где рабочая сила там ценилась очень дешево, и подписывает контракт от своей компании Blue Ribbon Sports с японской фирмой Onitsuka, которая по договору должна была поставлять кроссовки в США.

В первое время кроссовки распродавались практически с рук, точнее, из фургона Найта. Он попросту парковался на улицах и начинал торговать. Ему на то время было 26 лет. И ему был подуше такой бизнес.

Спустя год было продано кроссовок на сумму в 8000 долларов и тогда было принято решение взять на работу первого сотрудника. Таким человеком стал Джеф Джонсон, менеджер по продажам.

Как известно, это именно он предложил идею переименовать компанию, назвав её Nike. Слово «Найк» берет сое начало от слова Ника – греческая богиня, символизирующая победу. Как раз в её честь решили назвать компанию.

В 1971 году Каролин Девидсон, студентка из университета в Портленде, придумала для компании логотип Найк, известный в простонародье как «сопля». Она провела такую работу всего за 30 долларов, смешные деньги на сегодняшний день.

Однако спустя некоторое время, когда компания расширилась, Фил Найт преподнес ей роскошную статуэтку Nike, которая содержала в себе бриллианты, а также не большое количество акций своей компании, за что он заслуживает уважения.

Видео "История компании Nike" (6 мин. 23 сек.)

 

Изобретения и разработки компании Nike

Кроссовки Nike c "вафельной подошвой"К 1973 году компания Nike успела реализовать продажу кроссовок больше чем на 1 миллион долларов и уже являлась достаточно известной, однако чистая прибыль была маленькая.

Однажды Биллу Бауэру, который завтракал на кухне и смотрел на стоящую на столе вафельницу, пришла в голову мысль изготовить вафельную подошву для кроссовок.

И вскоре компания Nike благодаря таким вафельным подошвам получила широкую огласку и известность.

Так что из себя представляла такая подошва?

Вафельная подошва - это не что иное, как рифленая подошва на кроссовках, с помощью которую возможно было немного увеличить отталкивание во время занятия бегом, а также сделать обувь более легкой, что немаловажно при беге.

Во многом именно это разработка вывела компанию Nike на лидирующие позиции на рынке. Ещё такому положению компании способствовало невероятная на то время мода на занятие фитнесом, поэтому продукция Nike реализовывалась с огромной скоростью.

Видео "Разработки компании Nike" (5 мин. 50 сек.)

 

Видео "Технологии компании Nike" (англ. яз. - 4 мин. 44 сек.)

 

Лидирующие позиции Nike

Логотип NikeНаиболее серьёзным в то время конкурентом для компании Nike был Адидас, такая ситуация не поменялась и на сегодня. Компании Nike и Adidas соперничают за право быть лучшими уже много десятков лет.

Однако из-за того, что фирма Адидас в 1973 году проживала не самые лучшие времена, компании Nike удалось завоевать лидерство и присвоить себе долю рынка в 50%.

 

Первые в маркетинговом деле

Кроссовки Nike Air JordanКомпания Найк за все время деятельности сотрудничала со знаменитыми спортивными брендами и спортсменами, однако одним из самых известных контрактов был подписан с баскетболистом Майклом Джорданом вначале его карьеры (1985 год).

Данный контракт был подписан как раз в момент спада спроса на продукцию компании Найк. В тот период времени Найк пыталась производить стильную обувь, предназначенную в основном для обычных людей и уже с меньшими намеками на спорт.

Но почему-то это совсем не понравилось потребителям бренда Найк. Однако как раз с помощью рекламы компания Найк сумела вернуть утраченную силу и популярность бренду, а также увеличила свою прибыль в несколько раз. Это был успех!

Майкл интенсивно рекламировал продукцию компании Найк, более того, долгое время играл в кроссовках Найкмодели Air Jordan, изготовленные специально для него.

Сотрудничество Nike со спортсменами

Эти кроссовки Найк были в ярком черно-красном стиле, однако в НБА подобная расцветка обуви запрещалась. Поэтому Майкл Джордан платил штраф, примерно в 1000 долларов, за каждую сыгранную им игру.

Но он совсем не расстраивался, потому что за такую рекламу компания Найк платила ему гораздо больше.

 

Видео "Реклама от компании Nike - спорт по-русски" (1 мин. 16 сек.)

 

Видео "Реклама Nike - Just do it" (1 мин. 29 сек.) 

 

Компания Nike в мировом спорте

Nike в мировом спортеЛоготип компании Найк стал эталоном мирового спорта. После успешного сотрудничество с баскетбольными командами, Найк была спонсорами олимпиад, производила спортивную продукцию для гольфа, бейсбола, хоккея, а также многих других видов спорта.

Однако, что касается футбола, то здесь пока явно лидировал Адидас. Компания Nike поставила себе одну из целей –  вытеснить Adidas с господствующего положения в футболе или, по крайней мере, стать наравне с ним. И это им удалось!

В 90-е году осуществились огромные изменения в компании Nike. Первым делом компания реконструировала всю свою систему организации.

Были созданы независимые друг от друга отделы, ответственные за производство продукции для того или иного вида спорта.

Это решение принесло свои плоды. Сегодня присмотреться к чемпионатам мира по футболу, продукция компании Nike встречается  практически наравне с продукцией Adidas.

Также такому успеху поспособствовала маркетинговая активность фирмы Nike в сети Интернет.

Видео "Реклама Nike в футболе" (англ. яз. - 2 мин. 54 сек.)

 

Компания Nike в наши дниОдно из зданий Nike

На сегодняшний день компания Nike имеет в своем активе созданную социальную сеть, специально предназначенную для баскетбола.

Более того, Nike стремиться всегда быть на гребне волны и всегда следит за желаниями потребителей.

Поэтому сегодня компания Nike применяет в полную силу новый и уже ставший модным тренд, получивший название hand-made, где потребитель имеет возможность попробовать создать индивидуальный товар по своему желанию и своими руками.

Он получает возможность осуществить свои задумки на одном из сайтов компании Nike.

Конечно, само собой разумеется, клиент не только может разработать кроссовки на свой вкус, но и при желании заказать такую модель.

Более того, в ХХI веке компания Nike подписала договор с компанией Apple, за условиями которого два таких больших гиганта начали изготавливать линейку продукции Nike + iPad, в которой специально разработанный плеер имеет связь с кроссовками, за счет чего может передавать владельцу статистику о его беге.

Одна из самых успешных разработок компании Nike– кроссовки Найк Air

Кроссовки Nike AirЛинейка кроссовок Найк Air стала самой востребованной и узнаваемой в мире. Сама идея создания Nike Air была в 1979 году.

Сутью всей задумки было желание увеличить срок службы данных кроссовок за счет создания специальной амортизационной системы, встроенной в подошву.

Специальная подушка с воздухом, внедренная в эти кроссовки, на самом деле обеспечила им повышенную эксплуатацию.

Данная разработка полностью оправдала вложенные в неё средства и более того, в разы увеличила доход и популяризацию компании Nike.

И сегодня компания Nike не перестает организовывать и проводить  спортивные мероприятия, а также спонсировать известных спортсменов.Кроссовки Nike Air

Также компания не останавливается в развитии и стабильно исследует спрос своих покупателей и разрабатывает инновационную обувь как для простых любителей прогуляться, так и для профессионального занятия спортом.

Еще стоит отметить, что в кроссовках компании Nike профессиональными спортсменами было поставлено большое количество мировых рекордов.

Случайность ли это? Скорее нет, ведь в основном кроссовки найк разрабатывались при непосредственном участии известных спортсменов.

Видео "Кроссовки Nike Air" (0 мин. 52 сек.)

 

Видео "Кроссовки Nike Air 2013" (англ. яз. - 1 мин. 14 сек.)

 

Также Вы можете посмотреть информацию о кроссовках Найк на следующих страницах нашего сайта:

 

К списку статей