Обувь Европы от раннего средневековья

Можно считать, что обувь появилась вместе с появлением культуры человечества и является частью этой культуры.

Под понятием обувь подразумевают любой ее вид, в основании которой лежит подошва, а основная функция которой, защищать ступню от внешних условий.

За тот огромный пласт времени, что прошел с момента появления первой пары обуви, когда человек приспособил кусок шкуры для защиты ноги от внешних условий, до нынешнего времени, обувь, постоянно изменялась. 

На вид обуви, в основном, влияли климатические условия. Климат Европы не позволял носить открытую обувь теплых стран, здесь вынуждены были носить закрытую обувь, которая постоянно видоизменялась. Иногда это были кардинальные и правильные изменения, касающиеся улучшения обуви - такие как изготовление заготовок на правую и левую ногу, изготовление обуви по форме стопы, изобретение подошвы, каблука и некоторые другие. Иногда изменения обуви делали ее неудобной, часто просто вредной для ношения, но она была модной и очень четко должна была показывать сословные различия.

Можно сказать, что мода средневековой Европы была, мягко говоря, очень оригинальной.

Именно эта необходимость показывать принадлежность к определенным слоям, вынуждала носить ее, чтобы «не терять лицо».


 

Обувь раннего средневековья

знатные люди в пуленахПример такой обуви клювовидная обувь 12-13 веков.

Такую обувь, вернувшись из крестовых походов, привезли с собой крестоносцы, а король Генри второй ввел эту обувь в моду.

Во Франции эта обувь получила название пулены - туфли с длинными носами, иногда для удобства загнутыми вверх.

Часто носы такой обуви украшали колокольчиками или бубенцами.

Интересно, что Французский король Филипп четвертый издал закон, согласно которому вся знать обязана была носить такую обувь.

Длина туфель наглядно демонстрировала статус их владельца. Нос туфель напрямую зависел от знатности их владельца. Был издан соответствующий королевский указ, разъясняющий кому и какой длины «клюв» разрешалось носить. К примеру – дворянам разрешалось носить башмаки с клювом не более 1.5 см., а князьям - 3 см., принцам крови – любой длины. Понятно, что чем более знатен вельможа, тем более неудобно ему ходить. Для удобства, придумали привязывать шнурком или цепочкой, загнутый нос обуви к ноге или поясу.

обувь горожан - 12 век  пулены 

Позже в Париже издается новый закон, запрещающий носить обувь с длинными носами. Отныне носить такую обувь могли только члены королевской семьи. С этих времен по миру пошла поговорка «жить на широкую ногу».

В зависимости от знатности и благосостояния обувь изготавливали из кожи, шелка, бархата, шерсти. Цвета могли быть самые разнообразные.

Дамы в те времена носили сапожки и туфли из тонко выделанной кожи или замши. Но их обувь была, полностью закрыта платьем. Показать хотя бы кончик женской обуви из-под платья считалось аморальным.

Обувь, в зависимости от назначения, имела украшения.

12 век, отметился в истории обуви еще и изобретением каблука. Придуман он был для удобства кавалеристов - для того, чтобы нога не выскальзывала из стремени. Намного позже он перекочевал и на обувь «пешеходов».


 

Обувь средневековья

К середине 15 века длинные носы башмаков начинают укорачиваться. Острый нос башмаков становится более коротким и закругленным. По форме нос такого башмака напоминает утиный клюв. Так возникают названия такой обуви - утиный клюв, волчья пасть, коровья морда, медвежья лапа.

Это были плоские, очень открытые башмаки с широкими и круглыми носами. 

женский сапожок. Фламандия. 14 век  медвежья лапа 

Изготавливались такие башмаки из тонкой цветной кожи, шелка или бархата. Расширяясь в носке, обувь сужалась в заднике. Носить ее стало удобней.

Но уже к концу 16 века, туфли становятся такими «мелкими», что возникает необходимость крепить их к ноге.  Входят в моду шнурки, банты, завязки, которые крепятся на подъеме ноги.

обувь 16 века  обувь 16 века 

Конец 16 века, меняется мода на одежду. На одежде появляются многочисленные разрезы, и вместе с изменением моды на одежду, изменяется и мода на обувь. В моду входят туфли из цветной кожи, замши, бархата с широкими носами и без каблуков. Такую обувь украшали разрезами, через которую, была хорошо видна богатая подкладка.


 

Обувь века барокко

17 век, век барокко.

Для придания обуви некоторой изящности, начинают носить деревянные каблуки, которые позже, стали обтягивать кожей, на туфлях появляются большие банты.

Мужчины должны были присутствовать на балах в туфлях с бантами из лент. Количество бантов не регламентировалось, в основном большой бант был на подъеме, бант поменьше мог быть около носка. 

мужские туфли 17 век  мужские туфли 17 век  ботфорты 
женские туфли 17 век  женские туфли 17 век 

Мужчины этого века предпочитали носить ботфорты, представлявшие собой высокие сапоги с квадратными носами и с голенищами, которые заканчивались широкими раструбами. Иногда голенища отделывали кружевами или тесьмой.

В 17 веке увеличивается высота подошвы и каблука. Эту моду, говорят, ввел французский король Людовик четырнадцатый, который был небольшого роста.

Страстный любитель верховой езды, он же ввел моду на высокие сапоги – ботфорты. Ботфорты представляли собой тяжелые, обязательно высокие кожаные сапоги с наборным каблуком. С этого времени башмаки надеваются вельможами, исключительно, в парадных случаях. Придворные щеголи, часто расписывали свои каблуки различными миниатюрами. Интересно, что красный каблук и красная подошва были привилегией придворных вельмож.

На 17-18 век, приходится расцвет женской моды, обусловленный тем, что длина женской одежды стала короче и это позволило женщинам, с успехом и весьма охотно, демонстрировать свою обувь. До этого времени, мода на обувь работала, в основном, на мужчин.

Дамы 17 века, носили легкие и изящные туфельки из бархата, парчи или шелка.

Одно время были в моде женские туфли, на которые, для удобства надевалась отдельная подошва. Идея такого женского фасона туфель была перенята от мужчин. Мужские туфли для верховой езды были с каблуком, который при спешивании с лошади, проваливался в землю. Поэтому на такие туфли надевали подошву. Неудобство этой подошвы было в том, что при ходьбе она стучала о каблук.

Позже итальянцы применили такую подошву для зашиты от грязи.

Приблизительно в это же время, придумали крепить мягкий верх обуви к подошве при помощи ранта. Тогда же придумали на обувь натягивать галоши, которые делали из ткани и завязывали на щиколотке.


 

Обувь века рококо

Первая половина 18 века, век рококо.

Обувь приобретает еще большее количество различных украшений и декора. Появляется огромное количество пряжек, бантов и прочих украшений.

Мужская обувь имеет каблук и пряжки, часто пряжки украшаются драгоценными камнями.

Но главное новшество 18 века, это появление каблука в форме рюмки и туфель без задника.

обувь 18 век   обувь 18 век

 

От времен Французской революции до 20 века

Конец 18 века. Революция во Франции.

В это время произошла, очередная революция в моде на обувь

Мода, в знак протеста против аристократии, как бы возвратилась в античные времена. На какое-то время, во время Директории, даже появились сандалии.

Совсем исчез каблук, но появились разноцветные туфельки и ботиночки на лентах и завязках, часто украшенных вышивкой. 

женская обувь 19 век  женская обувь 19 век 

Неудобство такой обуви было в том, что она нуждалась в защите от непогоды.

К середине 19 века, у дам, вновь появляются каблуки. Исчезают легкие материалы вроде шелка, бархата, а появляются практичные кожаные ботинки. Обувь уже держит форму, становится более жесткой, появляются шнуровки, крючки и застежки. Писк моды того времени - высокие ботинки или полуботинки на каблуке «рюмочка» со шнуровкой и пуговками.

женские сапоги с кнопками и крючками  женские сапоги с кнопками и крючками 
 женский ботинок  женский туфель

20 век в мире обуви выделяется тем, что обувь точно копирует форму ноги, стелька становится как бы слепком с Вашей стопы.

Начинаются эксперименты с более дешевыми материалами, такими как парусина, резина, войлок и пр.

Но это не значит, что обувь утрачивает свою значимость, она, по-прежнему является показателем общественного положения владельца. Созданием модной обуви начинают заниматься конструктора и художники. Обувь становится произведением искусства.

Продолжает создаваться аристократическая обувь - узкая в ступне, остроносая, на фигурном каблуке.

Основной обувью мужчин 20 века являются сапоги, полусапоги и штиблеты.

женская обувь начала 20 века   женская обувь начала 20 века
 женская обувь начала 20 века  женская обувь начала 20 века

К списку статей